Taichi-FORUM

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Taichi-FORUM » Свободные обсуждения » Трехмерное вращение силы. Как? Для чего?


Трехмерное вращение силы. Как? Для чего?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Отчасти это  продолжение разговора  темы "Принципы илицюань в беге". Отчасти  попытка  осмыслить  материал различных практик , в частности  подход к трехмерному вращению в илицюань и использование трех "колец энергии"  в яне.
Но для начала  попробую коротко ответить на вопрос Эла: как ощутить трехмерное вращение на месте?
Для этого  существует  простой способ. Есть  в разделе базовых упражнениях илицюань три упражнения, которые  помогают  услышать  внутренние  изменения  происходящие  при различных  внешних движениях. Это называется введение  усилия снаружи внутрь. И так, да простят меня адепты илицюань за "рассекречивание"  их техники:
Горизонтальная плоскость. И.П. начальная позиция  практически всех тайчишных  форм. Ноги на ширине плеч,  колени ориентированы на большие пальцы стоп, куа  прикрыты (подсобраны, но не закрыты до конца),  копчик подобран,  живот подобран,  поясничный отдел позвоночника спрямлен,  плечи  опущены, подмышки пустотны, грудная клетка "сброшена", макушка "подвешена" , подбородок чуть "на себя". Тело находится в состоянии  расслабления и покоя.  Поворачиваясь в  бедрах, начинаем  скручивания вправо и влево, сохраняя  "подобранный копчик, макушечное усилие и целостное ощущение  всего корпуса. Плечи   поворачиваются на такой же угол , что и бедра! (важный момент, поскольку  в принципе возможно скручивание как минимум в трех  отделах позвоночника, что приводит несколько к иным ощущениям) Расслабленные руки приходят в  движение.
начальная цель упражнения - запустить  движение  рук, закручивающихся вокруг корпуса. Когда движение "запущено", стремимся свести физическую составляющую  вращения к достаточному минимуму, обеспечивающему  поддержку инерции движения. Это так сказать преамбула  упражнения, его  физическая составляющая часть. А вот дальше начинается то, ради чего  это упражнение и затевалось.  начинаем "слушать"  наше внутреннее  состояние, процес  зарождения  и смены усилий.  На уровне тела у нас происходит  всего лишь угловое  изменение положения в пространстве. Но ,   сконцентрировав внимание  в нижней части живота, можно  сосредоточиться  на  ощущениях таким образом, что  они будут  восприниматься как  целостное вращение "внутри" . Это и есть ощущение вращения  в горизонтальной плоскости.
  Саггитальная плоскость И.П. Аналогично горизонтальной. Но,  кисти рук  лежат на боках  в районе талии (у кого она есть).  пальцы смотрят вперед, локти назад. Предплечье и кисть образуют прямую линию. начинаем вращение кистями,  стремимся сохранить  контакт кистей с телом в одной и той же точке поверхности тела. Поверхность кисти, естественно будет  меняться. для обеспечения поворота кисти на 360 градусов, естественно придется привести в движение  не только руки , но  и всю вехнюю часть тела. При этом   локти будут стремиться занять  "позицию" противоположную направлению пальцев. То есть - когда пальцы смотрят вниз, локти направлены в стороны, когда пальцы ориентированы "назад",  локти- вперед. Соответственно  движение локтей, при отфиксированной точке контакта на теле , будет вызывать изменение в состоянии открытия/закрытия  грудной клетки, живота и м спины. Внимание " следует" за пальцами, но не  в прямом  смысле, скользя по полу и потолку, а  внутри тела,  осознавая ощущения кругового движения  по траектории "низ живота-  поясница- диафрагма-живот" (последовательность указана  для  вращения накатывающегося вперед сверху вниз) Можно делать то же упражнение, изменив направление вращения кистей на противоположное. Смысл опять же не в верчении рук. Слушаем, какие ощущения  возникают  внутри тела. Это и есть пример вращения в саггитальной плоскости.
Фронтальная плоскость И.П. корпуса то же , что и в первых  двух. Грудь сброшена чуть  больше за счет выведенных  вниз и вперед ладоней. Предплечья, локти  и  кисти  находятся в одной плоскости, ладони развернуты "к себе" и  ориентированы друг на  друга таким образом, что бы  находясь в одной плоскости,   четыре пальца  каждой ладони диагонально указывали вниз,  сходясь, а  большие пальцы ориентироанны друг на друга ( "пасть тигра" открыта). То есть  ладони образуют треугольник, не соприкасаясь друг с другом. Начинаем вращение  этого "треугольника"  в плоскости параллельной  животу  и грудной клетке. То есть, аккутат  во  фронтальной. Следим за тем, что бы при вращении  локти не выходили за высоту  плеч,  чтобы не появлялся разворот корпуса в стороны,  и чтобы  строго сохранялась плоскость  вращения. Контрольные точки  для  обоих рук - кисти и локти  всегда в одной плоскости! (Часто в порыве энтузиазма   перераскрывают грудную клетку  и локти начинают попеременно " улетать" за границы боковой линии корпуса - это уже проявление горизонтального круга) Когда движение "налажено" слушаем  круг, возникающий в пространстве межреберных мышц. Ребра с одной стороны  раскрываются, с другой сжимаются. В соответствии с траекторией движения ладоней. Вот это и есть ощущение  фронтального круга.
А дальше - от обратного. получив образцы ощущений,  в столбовой работе  воспроизводим  их  без  внешнего воздействия.  Вот примерно такой алгоритм. Затем сажаем на эти  ощущения наши повседневные движения.  Хоть  шаг, хоть бег.
Мучительно долго и много места  заняло описание, а такие простые  упражнения, они  входят в десять базовых упражнений илицюань. Есть на диске, можно заказать здесь http://iliqchuan.ru/index.php?id=75

0

2

Так вот, долго писал предыдущее сообщение, а  оно собственно  только предвосхищает то о чем хотелось поговорить.
В илике последовательность подачи кругов несколько иная - горизонтальный , потом - фронтальный, потом  саггитальный. Но я привел  упражнения в той последовательности, которая на мой взгляд, четко связывает  условия  формирования  этих трех  кругов с  областями позвоночника.  В Яне, в частности у Вэй Шуженя говорится  о трех кольцах энергии - бедренном, поясничном и плечевом. На мой взгляд    характер  формирования  усилий в этих трех кольцах  по крайней мере теоретически допускает  генерацию в любой из  трех плоскостей. Но физиология человека  такова, что  бедра - дают  самый  мощный  горизонтальный круг, объединенный с  двумя остальными  он используется практически во всех  внешних и внутренних  стилях. Фронтальный круг в бедрах - очень слаб, на них приходится нагрузка практически всего тела, поэтому использовать  тазобедренную область для генерации  фронтального усидия -  это сильно воевать с собственным телом. Хотя при генерации  фронтального усилия  в верхней части корпуса - в нижней неизбежно возникают  фронтальные усилия компенсаторного характера.. Саггитальный  круг в  бедрах -  засада и расстрел. Он сразу выведет тело из равновесия , полностью.
Поясница.  Горизонтальное усилие - да. Причем  встречается как  самостоятельное  усилие  в некоторых стилях, уделяющих внимание подвижности  тела. Но в тайцзи горизонтальное усилие поясницы  используется в основном как  составная часть общего горизонтального усилия, в основном синфазно с бедрами  и плечами (Ян,  У, илик) , или  как  составная часть процеса  "намтывания  шелковой нити" в  Чэнь или  Сунь. Горизонтальному вращению в пояснице  уделяют внимание некоторые версии багуа, но их  эффективность  серьезно  оспаривают те, кто привержен  целостному развороту корпуса. Действительно, при том, что поясничное  усилие в горизонтальной плоскости существует, оно может существенно  нарушать балланс  всего  тела, разъединяя  верх и низ.  Фронтальное усилие в пояснице тоже сильно нарушает  целостность  корпуса. И  из  эффективных остается только  саггитальное. Тем более , что в области поясницы  находится такой мощный генератор  как  тандем "дантянь-минмень", позволяющий при минимальном внешнем движении  запустить в действие  очень  серьезные внутренние резервы.
  Плечевой пояс, грудная клетка. Сосредоточение "исполнительных механизмов" с точки зрения  боевых искуств. Руки - прекрасные манипуляторы, с  хорошим приводом и мощной собственной силовой структурой.Но,  с точки зрения  целостных усилий, горизонтальная сила - достаточно  слаба, сопоставима с собственной силой рук,  да и  подвижность  позвоночника  в   грудном отделе  существенно меньше чем в поясничном, еще хуже в плечевом отделе с саггитальной силой,   хотя  граница грудного и поясничного отдела позвоночника  активно участвует в формировании саггитального круга. (подбирание  области  плавающих ребер) Зато  фронтальное усилие этой  областью генерируется  при достаточной степени тренированности - отлично.
Вот такая на мой взгляд занимательная структура формирования трехмерных усилий  в человеческом теле.

0

3

В процессе тренировок открываются новые грани от которых в прямом смысле начинает "пухнуть голова" (ох! и нелегкая штука трехмерность). К примеру такие вещи , как внутренее генерирование силы в трех плоскостях без проявления движения в руках; и та же сила которая проявленная в движении (рук).
Речь вот о чем. 
- По идее если судить по проявление в теле, вращению в трех плоскостях одновременно  в теле ничто не мешает, т.е. каждой плоскости сооветствеут определенная ориентированность которая не препятствует двум другим. Итак с каждой плоскостью. Это похоже на молекулу в которой атомы врашаются вокруг ядра в трех плоскостя. Т.е. если мы стоим в столбе и генерируем усилие в теле в трех плоскостях не провляя это в виде движения в руках, мы по сути, без сильнозаметных внешних проявлений генерируем в себе силу. Т.е. выражаясь физическими терминами генерируем потенциальную энергию. Причем генерирование в трех плоскостях однвременно позволяет, в случае необходиости, моментально ее проявить в одной из трех плоскостей, т.е. по простому выражаясь, адекватно отреагировать на ситуацию.
- Прявленная энергия, выражающася в движении, к примеру, рук, может двигаться/выпускаться в конкретный момент времени только в пределах одной из трех плоскостей. Т.е. опять же выражаясь физическим терминам кинетическая энергия, в которой напарвленность провляется в одной из трех плоскостей пространственного ориентирвания/приложения усилий. По простому это выражается в том что рука или нога могут выпусакть усилие в каждый момент времени толко в одной из трех плоскостей. Другое дело что усилие в движение может перенаправлятся по определенным правилам из одной плоскости  в другую последовательно.
И тут может возникнуть естественный вопрос на "засыпку": куда девается сила которая генерировалассь в двух других плоскостях (по которым она не выпускается).  Конечно, можно предполочить что она осталась в виде потенцальной энергии внутри тела, т.е. не проявилась.  В таком случае выпускаемая нами сила будет в три раза меньшей чем та которой мы можем и хотим распорядится ,или всего 1/3 ее часть. Размышляя на эту тему, пришла мысль о том, что трехмерность присутствует в самом векторе силы, движущейся втом или ином круге. Т.е. это некий поток, который формируется вихрями в горизантальной , сагитальной, фронтальной плоскостях, имеющих одну общую направленность в пределах одной плоскости. 
ТО же можно скаазть о расширении когда "наполненность" проецируется во вне во всех напралениях одновременно и равномерно.
Возможно это фантазии возбужденного иликом сознания, но мне кажется что именно так все и происходит.

Отредактировано Roman (2008-05-27 00:07:41)

0

4

Роман. Я  склоняюсь именно к тому, что  упражнения  на  генерацию силы - это  всего лишь упражнения.  На практике  важно: для себя - уметь  генерировать как независимые, так и объединенные усилия. С точки зрения движения  при проявлении энергии ( то есть при переходе ее в  вид кинетической энергии) нет отдельно действующих  сил. Есть их равнодействующая. То есть  векторное суммирование в каждой точке пространства. Но важно распознавать, для того, что бы эффективно противодействовать противнику, какое именно  направление  его силы  преобладает в данной точке пространства. Тогда  применение  смены направления будет максимально эффективным.

0


Вы здесь » Taichi-FORUM » Свободные обсуждения » Трехмерное вращение силы. Как? Для чего?